В Бишкеке прошел круглый стол на тему «Проблемы и перспективы Кыргызстана по переходу на зеленую экономику»

9-октября текущего года на площадке информационного агентства «Акипресс» Общественным фондом «Green Energy» организован круглый стол, где принял участие директор Государственного агентства антимонопольного регулирования при ПКР Ш.М. Сабиров и выступил с докладом по обсуждаемой теме.

Сегодня поднята очень важная и злободневная проблема, которую мы должны решать совместными усилиями.

И конечно же, антимонопольный орган Кыргызстана не может оставаться в стороне от данного вопроса.

Рынок ГСМ находится под нашим постоянным наблюдением. Согласно постановлению ПКР от 22 апреля 2009 года №242, бензин марки Аи-80 и Аи-92, дизельное топливо включены в Перечень социально значимых товаров, на которые может быть введено временное государственное регулирование цен на внутреннем рынке в случае повышения цен на 20 и более процентов в течение месяца.

Производство ГСМ в Кыргызстане в последнее время начало развиваться. Производством ГСМ занимаются уже 6 хозяйствующих субъектов:

1. ЗАО «Кыргыз Петролеум Компании»;

2. ОсОО «Жалалабадский нефтеперерабатывающий завод»;

3. ОсОО «Кеминский нефтеперерабатывающий завод»;

4. ОсОО «Чайна Петроль Компани «Джунда»;

5. ОсОО «Нефтеперерабатывающий завод «Байэл-3»;

6. ОсОО «Токмокский деловой нефтеперерабатывающий завод».

Но тем не менее, при годовой потребности в нефтепродуктах около 1,2 млн.тн, только 20% из них обеспечивается за счет местных нефтеперерабатывающих заводов. Остальные объемы импортируется из России. Т.е., потребность республики в ГСМ удовлетворяется, в основном, за счет импортных поставок.

Импортом ГСМ в республику занимаются свыше 20 хозяйствующих субъектов (список прилагается). При этом, объемы ввоза у большинства компаний незначительны.

Поставщиками бензина класса К5 являются только 3 компании – ОсОО «Газпромнефть Азия», ЗАО «РН-Кыргызнефтепродукт» (Роснефть) и ОсОО «Альфа ойл». При этом, розничная стоимость бензина этих компаний превышает среднюю рыночную стоимость бензина, поставляемого другими компаниями в среднем на 2 сома за 1 литр.Мы понимаем сложившуюся экологическую обстановку. Мы осознаем необходимость введения Технического регламента Таможенного Союза на территории Кыргызстана в соответствии с принятыми обязательствами в рамках Договора о ЕАЭС. Но, не могу не отметить то факт, что при переходе Кыргызстана на использование бензина К4 и К5, существует риск повышения цен, что неизбежно отразится на потребителях.

В реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в настоящее время включены ОсОО «Газпром нефть Азия» и ОсОО ЧПК НПЗ «Джунда» по бензину, дизельному топливу и сжиженному углеводородному газу.

Рынок ГСМ, несмотря на наличие лидирующих фирм (ОсОО «Газпром нефть Азия» и ОсОО «Альфа ойл»), является конкурентным, цены на нем формируются по законам рынка, исходя из спроса и предложения. Прямое государственное регулирование цен на ГСМ со стороны антимонопольного органа не осуществляется.

Госагентством работа на данном рынке осуществляется в рамках Закона Кыргызской Республики “О конкуренции”. Рынок находится в зоне постоянного экономико-статистического наблюдения. На постоянной основе отслеживается ситуация на рынке ГСМ путем проведения экспресс-опроса розничных рыночных цен в регионах республики. Постоянно проводится анализ динамики цен, даются соответствующие рекомендации крупным нефтетрейдерам по недопущению необоснованного повышения цен, а также других нарушений антимонопольного законодательства, таких как сговоров, соглашений и согласованных действий. Кроме того, в случае поступления заявлений также проводится работа по защите прав потребителей.

Карта проезда

Контакты

г. Бишкек ул. Б.Баатыра 7Б/1
0(312) 56-31-97
priemnaya@antimonopolia.kg
Пон-Пят 09:00 - 18:00
0(701) 56-33-05
amantur.omyrbekov