Положение
|
|
Утверждено |
ПОЛОЖЕНИЕ
о Государственном агентстве антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики
(В редакции постановлений Правительства КР от 14 ноября 2014 года № 650, 30 марта 2015 года № 168)
1. Общие положения
1. Государственное агентство антимонопольного регулирования при Правительстве Кыргызской Республики (далее - Госагентство) является уполномоченным государственным антимонопольным органом, реализующим государственную антимонопольную политику и осуществляющим государственное антимонопольное регулирование во всех отраслях экономики, за исключением топливно-энергетического комплекса, защиту и развитие конкуренции.
(В редакции постановления Правительства КР от 14 ноября 2014 года № 650)
2. Госагентство в своей деятельности руководствуется Конституцией Кыргызской Республики, законами Кыргызской Республики, иными нормативными правовыми актами Кыргызской Республики, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, вступившими в установленном законом порядке в силу, участницей которых является Кыргызская Республика, а также настоящим Положением.
3. Госагентство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными юридическими лицами.
4. Госагентство является юридическим лицом, имеющим печать с изображением Государственного герба Кыргызской Республики, со своим наименованием на государственном и официальном языках, расчетные и иные счета в системе Казначейства и в банках-агентах Центрального казначейства Министерства финансов Кыргызской Республики.
2. Цель Госагентства
5. Целью Госагентства является защита и развитие конкуренции, реализация государственной антимонопольной политики.
3. Задачи Госагентства
6. Основными задачами Госагентства являются:
- развитие и защита конкуренции для эффективного функционирования рынков товаров, работ и услуг Кыргызской Республики;
- осуществление мер по предупреждению, ограничению, пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;
- обеспечение достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных и разрешенных монополий, доступность реализуемых ими товаров (работ, услуг) для потребителей и ценового регулирования;
- осуществление государственной защиты прав потребителей при приобретении товаров (работ, услуг);
- осуществление государственной защиты потребителей рекламы.
4. Функции Госагентства
7. Для решения возложенных задач Госагентство осуществляет следующие функции:
- реализует единую государственную антимонопольную, ценовую политику во всех отраслях экономики, за исключением топливно-энергетического комплекса;
- участвует в разработке и реализации мер по демонополизации монопольных сфер экономики;
- разрабатывает рекомендации для государственных органов и органов местного самоуправления по проведению мероприятий, направленных на защиту и развитие конкуренции, защиту прав потребителей и регулирование рекламной деятельности;
- участвует в разработке проектов нормативных правовых актов по совершенствованию антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, законодательства по защите прав потребителей, рекламе, совершенствованию порядка формирования и применения цен (тарифов);
- готовит заключения по проектам законов и иных нормативных правовых актов, касающихся защиты и развития конкурентной среды;
- вносит в установленном законодательством Кыргызской Республики порядке предложения по устранению барьеров для развития конкуренции и созданию благоприятных условий для развития предпринимательства;
- готовит экспертные заключения о проведении антидемпинговых разбирательств, применении специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер;
- в установленном порядке вносит предложения о введении (отмене) обязательного лицензирования, запрещении или приостановлении экспортно-импортных операций хозяйствующих субъектов в случае нарушения ими антимонопольного законодательства;
- обеспечивает баланс интересов потребителей и субъектов естественных и разрешенных монополий, посредством участия в государственном регулировании и контроле за их деятельностью, обеспечивающий доступность реализуемых ими товаров и оказываемых ими работ и услуг для потребителей;
- проводит анализ состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ и услуг;
- формирует и ведет государственный реестр субъектов естественных и разрешенных монополий;
- формирует и ведет республиканские и региональные реестры структурных подразделений органов исполнительной власти, организаций и учреждений, оказывающих платные образовательные услуги;
- формирует и ведет республиканские и региональные реестры рынков и их структурных подразделений, оказывающих платные услуги по предоставлению торговых площадей;
- определяет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики методы регулирования деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий;
- осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий, за исключением субъектов топливно-энергетического комплекса;
- согласовывает учетную политику, проведение переоценки основных средств, формы контрактов на поставку (приобретение) товаров (работ и услуг) субъекта естественной и разрешенной монополий и методики ведения раздельного учета доходов, затрат и задействованных активов по видам регулируемых товаров (работ, услуг) субъектов естественных и разрешенных монополий;
- рассматривает ходатайства хозяйствующих субъектов и государственных и муниципальных предприятий о реорганизации (слиянии, присоединении, преобразовании), если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта (их объединений), занимающего доминирующее положение, приобретении акций (долей) в уставном капитале, осуществлении иных сделок, предусмотренных антимонопольным законодательством, и принимает по ним соответствующие решения;
- рассматривает ходатайства субъектов естественных и разрешенных монополий о даче согласия на совершение действий, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики;
- согласовывает тарифы (цены) на услуги (работы), оказываемые государственными органами, органами местного самоуправления и их структурными подразделениями, организациями, учреждениями и администрациями рынков в установленном порядке;
- согласовывает стоимость разрешительных документов, выдаваемых органами исполнительной власти и их структурными подразделениями, в установленном порядке;
- выдает государственным органам и органам местного самоуправления, физическим и юридическим лицам, независимо от форм собственности, обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений по вопросам, отнесенным к компетенции Госагентства, и устранении их последствий;
- осуществляет защиту прав хозяйствующих субъектов и граждан от проявления монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, актов и действий (бездействий) государственных органов и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции;
- в установленном порядке принимает решения (постановления) о наложении, взыскании, применении штрафов и экономических санкций к государственным органам, органам местного самоуправления и их должностным лицам, организациям и учреждениям, их руководителям, а также юридическим и физическим лицам за нарушение законодательства Кыргызской Республики;
- в установленном порядке принимает решения о принудительном разделении (выделении), в случае систематического осуществления монополистической деятельности хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение;
- рассматривает жалобы и заявления физических и юридических лиц, независимо от форм собственности, по несоблюдению антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, рекламе Кыргызской Республики, в том числе неправомерных действиях государственных органов и органов местного самоуправления;
- осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства Кыргызской Республики в регулируемых сферах, в том числе:
за действиями хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов или физических лиц;
за антиконкурентными соглашениями (согласованными действиями) хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию;
за актами и действиями (бездействием) государственных органов и органов местного самоуправления, направленными на недопущение, ограничение либо устранение конкуренции;
за антимонопольными требованиями, предъявляемыми к закупкам товаров;
за реорганизацией (слияние, присоединение, преобразование) хозяйствующих субъектов (их объединений); ликвидацией хозяйствующих субъектов естественных и разрешенных монополий; слиянием, присоединением и ликвидацией государственных и муниципальных предприятий, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение;
за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов и иных случаях;
- осуществляет государственный контроль за деятельностью субъектов естественных и разрешенных монополий, в том числе:
за осуществлением закупок субъектами естественных и разрешенных монополий;
за сделками и инвестициями субъектов естественных и разрешенных монополий, приобретением акций (долей) в уставном капитале хозяйствующих субъектов и в иных случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, принятие по ним соответствующих решений;
за условиями договоров между субъектами естественных и разрешенных монополий и потребителями их услуг;
- рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и рекламе, а также правильности формирования и применения цен (тарифов);
- осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о рекламе и защите прав потребителей в пределах своей компетенции;
- осуществляет контроль за правильностью формирования и применения тарифов (цен) на платные услуги (работы), оказываемые государственными органами, органами местного самоуправления и их структурными подразделениями, организациями и учреждениями, рынками;
- проводит проверки по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства Кыргызской Республики, законодательства Кыргызской Республики о защите прав потребителей, о рекламе, а также правильности формирования и применения цен (тарифов) хозяйствующими субъектами, государственными органами и их структурными подразделениями, органами местного самоуправления, организациями, учреждениями, рынками в установленном порядке;
- формирует и ведет перечень субъектов, занимающих доминирующее положение, деятельность которых может оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара и возможного проявления монополистических действий и антиконкурентных соглашений;
- оказывает консультации и проводит практические курсы и семинары по применению норм антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, о рекламе;
- осуществляет взаимодействие с общественными организациями (ассоциациями) в том числе по вопросам защиты прав потребителей и рекламы;
- информирует население через средства массовой информации о своей деятельности и принимаемых решениях;
- готовит предложения по развитию международного сотрудничества в области антимонопольного регулирования, защиты прав потребителей и рекламы;
- участвует в процедуре заключения международных договоров, разработке и реализации международных проектов и программ, а также в осуществлении сотрудничества с государственными органами, некоммерческими организациями иностранных государств и международными организациями по вопросам, входящим в компетенцию Госагентства;
- осуществляет в соответствии с законодательством Кыргызской Республики работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Госагентства;
- ведет бухгалтерский учет и финансовую отчетность хозяйственной деятельности Госагентства;
- осуществляет иные функции в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
(В редакции постановления Правительства КР от 14 ноября 2014 года № 650)
5. Права Госагентства
8. Для осуществления своих функций Госагентство имеет право:
- вносить в установленном порядке в Правительство Кыргызской Республики предложения по совершенствованию законодательства;
- принимать методические рекомендации по вопросам, отнесенным к компетенции Госагентства, в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики;
- заслушивать должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, руководителей хозяйствующих субъектов, организаций и учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию;
- обращаться в суды с исками и заявлениями, а также участвовать в судебных заседаниях при рассмотрении дел, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, законодательства о защите прав потребителей и других нормативных правовых актов, в пределах компетенции Госагентства;
- вносить, при необходимости, в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Кыргызской Республики;
- запрашивать в установленном порядке и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, независимо от форм собственности, и физических лиц необходимую для исполнения своих функций информацию, в том числе конфиденциальную и/или составляющую коммерческую тайну;
- при рассмотрении заявлений о нарушении антимонопольного законодательства, осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией и проведением анализа состояния конкуренции, на беспрепятственный доступ (при предъявлении служебных удостоверений и решения директора Госагентства) в государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения, хозяйствующие субъекты и их объединения, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, для получения необходимых документов и информации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- доступа, на основании письменного запроса, к информации о хозяйственной деятельности субъектов естественных и разрешенных монополий, имеющейся у государственных органов и органов местного самоуправления, а также у субъектов естественных и разрешенных монополий;
- создавать совещательные органы (советы, комиссии, группы), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности, состав и положения которого утверждаются директором Госагентства;
- привлекать консалтинговые, оценочные, аудиторские, юридические и другие организации, экспертов и специалистов, в том числе иностранных, имеющих право заниматься выполнением определенных работ и услуг, при рассмотрении дел по нарушениям законодательства, проведении проверок и экспертиз, а также разработке проектов нормативных правовых актов;
- привлекать в установленном законодательством порядке финансовые средства международных, общественных организаций в целях усиления потенциала Госагентства;
- проводить опрос среди продавцов и покупателей по вопросам оценки конкурентной среды, ценообразования и ценовой ситуации на рынках, защиты прав потребителей и рекламной деятельности;
- организовывать профессиональную подготовку работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном законодательством порядке;
- организовывать конференции, практические курсы и семинары, "круглые столы" по вопросам, входящим в компетенцию Госагентства;
- учреждать ведомственные награды и определять порядок представления и награждения ведомственными наградами;
- осуществлять иные права в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
6. Организация работы Госагентства
9. Госагентство состоит из центрального аппарата и территориальных подразделений.
10. Госагентство возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Премьер-министром Кыргызской Республики.
11. Директор Госагентства:
- осуществляет общее руководство деятельностью Госагентства и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Госагентство задач;
- представляет Госагентство в отношениях с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями Кыргызской Республики и иностранных государств, ведет в пределах своих полномочий переговоры, и в установленном законодательством порядке подписывает международные договоры о взаимодействии и сотрудничестве по вопросам, отнесенным к компетенции Госагентства;
- распределяет обязанности между статс-секретарем и заместителями директора, а также определяет полномочия других должностных лиц Госагентства при решении организационных, кадровых, финансово-хозяйственных и иных вопросов;
- по согласованию с уполномоченным государственным органом в сфере государственной службы возлагает на статс-секретаря выполнение отдельных функциональных обязанностей, отнесенных к компетенции Госагентства;
- утверждает структуру центрального аппарата и территориальных подразделений Госагентства, изменение которой возможно только в связи с изменением задач и функций Госагентства. При этом назначение директора Госагентства не является основанием для изменения структуры Госагентства;
- утверждает штатное расписание центрального аппарата и территориальных подразделений в пределах, установленных законодательством Кыргызской Республики фонда оплаты труда и предельной численности работников Госагентства;
- утверждает положения о структурных и территориальных подразделениях Госагентства;
- принимает решения (приказы, распоряжения) по вопросам, отнесенным к компетенции Госагентства;
- вносит предложения в Правительство Кыргызской Республики о предельной численности государственных служащих Госагентства;
- подписывает коллективный договор с представительным органом работников Госагентства;
- применяет в установленном порядке меры дисциплинарной ответственности к сотрудникам Госагентства;
- по представлению статс-секретаря назначает на должность и освобождает от должности государственных служащих Госагентства;
- назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата и территориальных подразделений, а также технического и младшего обслуживающего персонала Госагентства в порядке, установленном законодательством;
- решает вопросы о премировании работников Госагентства;
- управляет средствами и имуществом Госагентства в установленном законодательством порядке;
- отменяет противоречащие законодательству решения территориальных подразделений Госагентства;
- представляет в установленном порядке особо отличившихся работников Госагентства к награждению государственными наградами и присвоению почетных званий;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
12. В штате Госагентства предусматривается должность статс-секретаря и заместителей директора.
Порядок назначения, освобождения от должности, функции и полномочия статс-секретаря определяется законодательством о государственной службе.
Заместители директора назначаются на должность и освобождаются от должности Премьер-министром Кыргызской Республики по представлению директора Госагентства.
Заместители директора Госагентства подчиняются непосредственно директору и организуют деятельность Госагентства в пределах возложенных на них обязанностей и полномочий.
13. В Госагентстве образуется коллегия из 7 человек, в составе директора (председатель коллегии), статс-секретаря и заместителей директора, входящих по должности, представителя Аппарата Правительства Кыргызской Республики и других работников Госагентства. Персональный состав коллегии утверждается Премьер-министром Кыргызской Республики.
Порядок работы коллегии определяется Положением, утвержденным приказом директора Госагентства.
13-1. В целях общественного мониторинга деятельности Госагентства создается Общественный совет, представляющий собой консультативно-наблюдательный орган, функционирующий на общественных началах.
(В редакции постановления Правительства КР от 30 марта 2015 года № 168)
7. Финансы и хозяйственная деятельность Госагентства
14. Финансирование деятельности Госагентства, материальное поощрение и социальные выплаты, содержание и развитие материально-технической базы осуществляются за счет:
- средств республиканского бюджета;
- специальных средств, формируемых в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;
- иных средств, не запрещенных законодательством Кыргызской Республики.
15. Порядок использования специальных средств определяется Госагентством.
8. Заключительные положения
16. Реорганизация и прекращение деятельности Госагентства осуществляются в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.
текст
Контрольные мероприятия | |
---|---|
Планы проверок | |
Предписания | |
Предостережения | |
Решение по итогам рассмотрения дел | |
Решения по результатам проверок |